Hellblade: Senua's Sacrifice
Таких игр мало. Да что там мало - мы имеем практически родоначальника нового направления - indie-AAA, как ее позиционируют сами создатели - Ninja Theory. Да, прежде всего - это indie, то есть ресурсы, доступные при создании игры, достаточно ограничены, весь проект - один большой риск, зато из плюсов - полная свобода действий. Чем NT и воспользовались на полную катушку.
Первоначальный вариант этой записи предполагал стандартный для меня анализ игры через компоненты "графика/звук/сюжет/геймплей/плюсы/минусы". И знаете что? К черту его. К черту этот анализ. Скажу так - не вдаваясь в детали того самого сюжета - эта игра является хорошей возможностью взглянуть на происходящее глазами очень, Очень, ОЧЕНЬ серьезно больного на голову человека. И это не метафора - Сенуа, главная героиня, по факту душевнобольная. Кого-то это может отпугнуть, но на самом деле этот опыт много чего дает. Сможешь ли ты выдержать все то, что выпадает на долю ГГ? Потому что там немало всего. Уровень сопереживания, действительно, очень велик. И из-за истории, и из-за технических решений, к которым прибегли Ninja Theory. Признаюсь честно, предыдущий их проект, который я купил, меня разочаровал. Да-да, речь о DMC: Devil May Cry. Как самостоятельная игра она в общем-то неплоха. Но как часть серии - верните старого доброго Данте из DMC 3/4 (тут уж кому как), и Lock-on. Впрочем, последнее таки вернули. Проект же Hellblade заставил меня поверить, что эта студия может выпускать и выпускает добротные и необычные игры. А уж тот факт, что игра эта необычна, вряд ли кто-то будет подвергать сомнению. Ну когда еще появится возможность примерить на себя шкуру психа со всеми его тараканами в голове? А уж тараканов там - мама дорогая. С тем багажом из прошлого, что Сенуа вынуждена таскать с собой - некоторые бы просто из окна шагнули в конце концов.
Но в игре есть не только тараканы. Там еще есть голоса.
О, эти голоса, которые не замолкают практически никогда на первых этапах игры, и все же приглушаются, словно смотрят, что героиня будет делать, на поздних. Видимо, им самим интересно. И страшно, заодно. То, что они постоянно буровят, иногда выбешивает, иногда, наоборот, помогает, а иногда заставляет остановиться и просто послушать их перебранку. Потому что одни говорят одно, другие - совершенно противоположное, стараясь убедить оппонентов (да и тебя самого заодно) в своей правоте. При этом, желания воскликнуть "Да заткнитесь вы уже наконец" лично у меня не возникало. Кстати, другие обзорщики отмечают тот факт, что рано или поздно подобное звуковое сопровождение от посторонних в голове заставляет подумать - да когда же вы умолкнете. Не знаю, как по мне - пусть болтают, мне они особо не мешают, в отличие от героини. Но ее можно понять - стаж общения с этими "квартирантами" у нее куда больше моего. Хм, может быть, я тоже псих?
В общем и целом, основная причина, почему игра так взяла за душу, кроется именно в звуковой составляющей. Настолько качественной работы со аудиорядом я не встречал очень давно. Кстати, в самом начале игра предупреждает, что рекомендовано играть в наушниках. Это правда. Причем, очень желательно, чтобы наушники были изолирующими. Ни колонки, ни вариант с моими беспроводными - ничто, кроме старых добрых проводных "лопухов" не подходит. Очень важно прочувствовать все звуки именно на себе, а не фиксировать тот факт, что это приключение Сенуи, а не твое. Как раз таки твое.
Когда я только начал проходение Hellblade, то понял, что наилучим выбором будет задернуть нафиг все окна, вырубить свет, нацепить на себя наушники и именно в таком формате наслаждаться игрой. До какого-то момента это было правильным решением. Вот только ближе к последней трети я понял, что СТРАШНО. Чего я давным давно не испытывал, сидя за компов с геймпадом в руках, так это страха. Не страха умереть или еще чего-то связанного с игрой - такого отбавляй, особенно если где-нибудь хардкор-режим включить. Нет, страшно стало именно за себя, самому бы с ума не сойти. Пришлось таки свет включить и добивать игру уже с лампочкой. Слишком жутко стало, признаю. Кстати, заявлено, что Hellblade хардкорна изначально, в ней есть Permadeath: если счетчик смертей персонажа достигнет некоего порогового значения - игра уничтожит все сохранения и заставит проходить заново абсолютно все. Подтвердить или опровергнуть это я не могу, хотя в сети есть много материала об экспериментах по специальному умерщвлению Сенуи раз эдак 50. Персонаж не погибал. Может быть там надо совсем уж много-много раз скопытиться...
Конечно же, есть у меня и придирки к этой игре. Как же без них.
Первая, которая отмечалась практически во всех обзорах, и я с ней согласен - огромнейшее количество ходьбы. Причем ходьбы, в общем-то, бесцельной. Ну разве что полюбоваться на местные красоты (а игра смотрится все таки очень хорошо). Ближе к концу игры кнопка бега просто не отпускается никогда.
Вторая - финальное побоище. Это ровно те же грабли, на которые наступило просто огромное количество игроделов, а NT тут отожгли дважды. С одной стороны - они прибегли к уже избитому трюку - заставили повторно убивать ВСЕХ боссов, которые были завалены в процессе игры. Ребята, за этот подход очень много матов было выдано еще в адрес... DMC. Причем - не DMC: Devil May Cry, а старых частей. И вы, как создатели новой игры данной серии, должны были об этом знать. Кому-то это может и понравится, но на самом деле - не совсем честно. А с другой - волны мобов. Я повторюсь - ВОЛНЫ МОБОВ! В финале! Да сколько же можно, машувать???
Третья - камера. Иногда в боях она бесила и становилась причиной поражения, но лишь иногда. Впрочем, игровая камера - уже настолько избитая тема, что придираться к ней бесполезно. Лучше ситуация от этого не станет.
В общем и целом, даже с учетом придирок, игра оставила приятные впечатления, но с одной очень важной оговоркой. Эта приятность не в том смысле, какой обычно вкладывается в это слово. Скорее, приятно от того, что в стане независимых игр наконец-то появился проект такого уровня качества. Но ни в коем случае не от осознания или сопереживания того, что происходит на экране. А потому, даже не буду пытаться отвечать на вопрос - стоит ли всем играть в Hellblade. Один из моих любимых обзорщиков, Дрю, как-то сформулировал название для группы игр - "игры не для всех". Не в том плане, что кому-то в них запрещено играть, или что-кто нибудь слишком глуп/не вышел возрастом/еще что-то, чтобы понять происходящее на экране. Нет. Просто нет определенного жизненного опыта, и не факт, что его стоит приобретать (согласитесь, вряд ли кто-то захочет сойти с ума добровольно).