Я не буду долго распинаться в попытках объяснить, почему считаю эту игру бриллиантом. За меня это сделало уже довольно много людей. Победа Sea of Stars на TGA 2023 в номинации "Лучшая игра от независимой студии" уже весьма красноречивый факт. Особенно на фоне того шлака, который так называемые AAA-студии пытаются год от года нам скормить под видом пресловутых ААА-игр. Да, игра определенно стоит всех своих наград. Если кому-то хоть что-то говорят слова Chrono Trigger - вот это оно самое. Ровно те же ощущения от геймплея, ни хуже, ни лучше. Это тот же самый Триггер, просто рассказывающий иную историю с иными персонажами.
Впрочем, время с ней, историей. Что по игре-то? Да ровно то же самое. Самая что ни на есть классика jrpg - пачка из трех человек, пошаговые бои, которые никуда тебя не торопят, можешь как в шахматах продумывать свой следующий ход хоть вечность. Хотя есть и улучшения - несмотря на то, что одновременно в бою может участвовать до трех персонажей, отряд-то больше. И как быть? А очень просто - любой персонаж может во время своего хода поменяться местами с кем-то из запаса. Примечательно то, что такое действие не приводить к трате своего хода, пришедший на поле боя может действовать сразу. Удобно - да, классно - да. Чего еще желать?
Но ладно. Бриллиант - он есть бриллиант, хотя в сети уже есть немалое количество постов с противоположным мнением. Ну что ж, и так бывает. Лично я дропнул к чертям обласканную всеми и каждым Baldur's Gate, хотя КАЗАЛОСЬ БЫ(!). Почему бриллиант таки расколот? Виной этому два решения, которые приняли разрабы. И под катом я распишу, что мне не понравилось.
Если не проходили, но собираетесь, лучше пройдите перед прочтением, мало ли.
Итак, два момента, которые полностью обрушили все мои самые радужные впечатления об этой игре.
Решение нумер один - Постгейм. Я не знаю, чем, как и под какими веществами нужно было думать, чтобы прийти просто к феноменальной мысли: а давайте настоящую концовку мы отдадим игроку не в логичной точке после победы над финальным противником, а еще дальше. Пусть бедолага еще кучку квестов пройдет, прежде чем познакомится с финалом истории. На самом деле в самом этом решении нет ничего настолько вопиющего, это далеко не первая игра, финал которой построен по подобному принципу. Страшнее другое - те самые задания, выполнение которых разблокирует финал, а если быть совсем точным - одно из них. Это collectables.
Да, это ненавистные для меня предметы для сбора. 60 цветных ракушек, раскинутых по всему игровому миру. И для получения финального куска истории нужно собрать их все. Без вариантов.
У меня цензурных слов нет для того, чтобы описать всю глубину своей ненависти к заданиям подобного рода. Даже пресловутые эскорт-задания не сравнятся со сбором всякого шлака. Просто в силу того, что эскорт занимает гораздо меньше времени, чем поиск всяких погремушек-ракушек-цветочков и прочего хлама.
Уважаемые разрабы. Если вы думаете, что это весело и увлекательно, поверьте мне - по меньшей мере не для всех. А если подобная активность еще и является блокирующей в СЮЖЕТЕ(!) - вам как минимум нужно учиться делать игры. Ну что вам стоило заблокировать за этим квестом самое топовое обмундирование для группы, а не концовку? Ничего не стоило, но вы решили пойти по самому идиотскому пути. Вам огромный минус в карму.
Решение нумер два. Собственно, процесс сбора ракушек. Да, разрабы в своем угаре не остановились на факте внедрения шлакового типа задания в игру. Они решили расщедриться и облегчить игроку сбор этих самых ракушек. Но как они это сделали!
За определенное количество тех же самых раковин можно купить попугая. Да, самого обычного пернатого засранца, который будет помогать искать пресловутые ракушки. Делается это так - открываем карту мира, смотрим на россыпь островов, подводим курсор на один из этих самых островов, и зовем попугая. Пернатая тварюга орет "Осталось сокровище в регионе таком-то". Ок, зовем еще раз, попугай снова вопит "Осталась непойманная рыба в регионе таком-то". Зовем еще раз: "Осталась РАКУШКА в регионе ХХХ". Казалось бы, все хорошо, попугай работает. Но не тут-то было. Вся засада в том, что реплики свои эта скотина выдает в рандомном порядке. Ну то есть не перечисляет сначала все оставшиеся ракушки, потом сокровища, потом рыбу, а именно случайным образом. И получается следующее: на одно нажатие кнопки он орет, что в холмах есть ракушка, и на следующее нажатие кнопки он орет, что "в холмах есть ракушка". Сука ты пернатая, это ты про ту же самую или про другую?! Мы ведь понятия не имеем, сколько этих раковин и в каком регионе лежит. Знаем только общее количество - 60. Почему бы тебе, блядине, не по порядку озвучивать пропущенные вещи?!
Уважаемые разрабы, мне очень хочется взять этого попугая и ИРЛ запихать его каждому, кто заложил именно такую логику работы этого создания в игру, в задницу, потому что "так верстают только мудаки".
Любопытный факт. "Радужная ракушка" в английском варианте звучит так: Rainbow Conch. Все правильно. Всё, что имеет в этой игре отношение к этим самым ракушкам, придумал именно что конч. Полный и радужный. Без вариантов.Что же по итогу-то? Играть или не играть? Всем фанатам пошаговых РПГ японского разлива, особенно тем, кто застал всякие CT/CC/первые финалки и прочие Секреты Маны, играть однозначно. Ну а если у вас, как и у меня, есть органическая непереносимость собирательства - что ж, тытруба вас ждет. За исключением этого момента вся остальная игра, действительно, глоток свежего воздуха и тот самый бриллиант, по которому разрабы из-за своего скудоумия со всей дури шарахнули кобальтовым молотом, отколов от минерала кусочек и испортив его огранку.