We rise up for the things we believe in over and over again
- ... Самое печальное, если эти гады из Microsoft в конечном итоге заставят нас выпускать не онлайновые казино под видом игр, а просто... игры.
(с) IXBT Games
(с) IXBT Games
Подобный эпиграф выбран не случайно. Всем хорошо известно, что в стремлении заработать как можно больше денег большие издатели компьютерных игр как-то забывают о том, что в игры, вообще-то, люди играют, а не только заносят все больше и больше своих кровных за всякие там лутбоксы и прочую мерзость. По крайней мере так это работало раньше. Как сейчас - все знают. Засилье онлайновых др@чилен с оголтелой монетизацией.
И на фоне всего этого уныния и мрака для меня буквально выстрелил проект от небольшой компании под названием Cofee Stain Studios. Действительно, небольшая компания, всего-то пара десятков человек по состоянию на 2019 год. А проект этот - Satisfactory. Ему на самом деле уже не первый год, но в моем обычном игроразвале, Steam, он появился относительно недавно. И еще более относительно недавно там он и был закуплен - 9 января. Этот день стал поворотным. Шутка ли, мне пришлось заводить будильник для того, чтобы лечь спать или не пропустить выход на работу, настолько эта игра оказалась затягивающей.
Что это за игра? Это песочница в самом классическом понимании этого слова: в твоем распоряжении целая планета (ну, отдельная ее часть, на самом деле, но это уже условности), на которой тебе нужно будет построить фабрику. И на этой самой фабрике производить всякое: от болтов и медных проводов до суперкомпьютеров и ракетных двигателей. А раз мы строим фабрику, то на фабрике должны работать производственные линии - вот их-то протагонисту и приходится налаживать. Собирать целые поля из плавильных установок, сборщиков разных типов, кузниц, нефтеочистных заводов, водокачек и прочей прочей прочей машинерии. И конечно же - конвейеры, альфа и омега этой игры, ленты, обеспечивающие автоматизацию процесса изготовления всего и вся. Правильно говорят в промо-материалах к игре - enter the conveyor paradise.
В чем смысл? На первый взгляд у игры нет четко обозначенной цели. Да, есть некие стадии, которые нужно завершить, но по завершении последней из них игра не заканчивается, просто в определенный момент времени игрок получает в свое распоряжение весь спектр технологий, который может предложить ему игра. И не исключено, что к тому времени он уже будет в одном шаге от автоматизации производства самых сложных вещей. И что после этого? Все тот же фарм ради фарма? И как ни странно, категорическое "нет".
Суть игры отражена в ее названии - Satisfactory. Конечная цель - не просто автоматизировать производство (а с учетом местной логистики - та еще задача сама по себе), а построить фабрику, которая во всех смыслах будет удовлетворять желания игрока. Как с точки зрения технических ее характеристик (объемы производства), так и эстетически. Ведь одно дело, когда на земле расставлена огромная прорва "станков", соединенных конвейреами наобум - выглядеть это будет страшно, поверьте мне. И совершенно другое - фабрика как она есть: либо одно огромное здание, внутри которого будут налажены линии производства и снабжения, либо целый комплекс конструкций с разными задачами. А может быть - симбиоз двух подходов: и мегабаза, и целый ворох маленьких комбинатов-сателлитов. Какой подход выбрать, и какой окажется верным - сугубо индивидуально для каждого игрока. Кому-то может быть даже покажется интересным и близким тот самый ворох конвейеров

И это самая простенькая линия для самых базовых запчастей, а они могут быть куда более размашистыми и сложными.
Если в процессе строительства игрок понимает, что результат ему не подходит по каким-то причинам - можно снести все построенное без всякого штрафа на возвращаемые материалы. И именно этот момент является тем самым ключом к пониманию: почему игра обладает такой степенью привыкания к процессу. Да потому что она не ограничивает игрока абсолютно ни в чем (ну, за исключением пропускной способности конвейеров и труб). Если хорошо развита фантазия и пространственной мышление (а у меня в самом зачатке и то, и другое XD) - разворачивайся по-полной, экспериментируй, строй как хочешь в нужном тебе темпе. Игра ни в коем случае тебя не подгоняет, в отличие от многих других проектов с их "ускорителями прокачки" и прочим мусором.
Соотношение сюжет/лор/геймплей? Я бы сказал, что это одна из немногих игр, в которой все подчинено только одной сущности - геймплею. Нет, тут есть какой-то зачаток сюжета: протагонист - наемный рабочий компании Ficsit, посланный на удаленную планету с целью сбора ресурсов и производства всякого барахла. Ииии... на этом вся сюжетная завязка заканчивается. Лор? Скажу так - он есть. Но о его деталях известно еще меньше, чем новичку в серии Souls, а разработчики тщательно его скрывают. Видимо, до полного релиза игры.
Еще раз: геймплей в Satisfactory - это всё. И положа руку на сердце, там не нужны ни сюжет, ни лор, ни что бы то еще, они просто лишние. И в Coffee Stain это отлично поняли. А на базе этого понимания смогли создать игру, которая смогла меня хоть немного "отпустить" только сейчас, по прошествии трех месяцев капитального "задротства".
В заключении для полноты картины немного статистики из моей игротеки:

Это скрин от 21 февраля. Топ 3 моего стимовского аккаунта. Давние читатели знают, что к серии DMC у меня особая любовь, а пятую часть я считаю не лучшей в серии, но самой комфортной для игрока, что и располагает к долгим игровым сессиям. Так вот, для того, чтобы набрать те 280 с лишним часов и обойти финалку 13 (ага, уже вижу летящие в меня помидоры), DMC V понадобился год. Satisfactory смогла унизить всех конкурентов за какие-то полтора месяца. Господа из Убейсофт, Кошачьего дома, Биотварей и прочих ААА-компаний - делайте выводы!